Телефон / факс:
+7 (499) 2670863
 
Рекомендуем:



Новости

Факторы неудач


Но, несмотря на все очевидные преимущества торговых центров шаговой доступности, у этого формата есть ряд весьма существенных недостатков. Если для арендодателя главный критерий успешности ТЦ - посещаемость, то для арендатора - доходность. Как выяснилось, высокая проходимость совершенно не гарантирует высокую (или даже более-менее приемлемую) доходность. Арендаторы объясняют это несколькими причинами. Во-первых, большая проходимость в ТЦ шаговой доступности касается только основного якорного арендатора - супермаркета, который привлекает около 70-80% потенциальных покупателей всего торгового центра, считают специалисты компании "Центрресурс-Сервис". Все остальные профили в таких ТЦ имеют для посетителей второстепенное значение и лишь дополняют общий спектр товаров и услуг. "Мы практически не присутствуем в таких центрах, потому что посещаемость магазинов одежды или обуви в них низкая, - говорит Александр Смирнов, коммерческий директор магазина женской одежды Froggy. - Люди не покупают одежду и обувь каждый день. Присутствие в таких центрах выгодно компаниям, предлагающим услуги повседневного спроса - продукты, сотовые телефоны, фототовары. А за нашими товарами люди наверняка поедут в выходной в большой центр". Во-вторых, такие торговые центры, как правило, невелики, и они обычно не предоставляют всего спектра услуг. Поэтому не могут привлечь людей, живущих дальше чем в 10-15 минутах езды. "И сам размер торгового центра, и меньшее количество павильонов уменьшают эффект синергии и магнетизм ТЦ шаговой доступности, - констатирует Роман Скороходов. - Поэтому хоть он и может находиться рядом с домом, но "маленький выбор" заставит посетителей ехать куда-нибудь в район МКАД". "Крупный по площади ТЦ вынуждает посетителя провести здесь массу времени, отсюда и вероятность того, что он потратит денег больше, - рассуждает Филипп Бертере, заместитель главы отдела торговой недвижимости компании Jones Lang LaSalle. - Средний чек торговых центров шаговой доступности значительно меньше". Четвертый (возможно, самый главный) фактор, влияющий на доходность ТЦ, - арендная ставка. По мнению арендаторов, присутствующих в торговых центрах шаговой доступности, ставки здесь завышены. Елена Дерябина приводит пример: стоимость аренды в ТЦ у метро "Речной вокзал" - $2100/кв.м, а в ТЦ, расположенном в нескольких автобусных остановках от этого метро, - $600/кв.м. "Чем выше арендная ставка, тем больший поток нам нужен для того, чтобы сделать больший оборот, - рассуждает Елена Дерябина. - Но очень часто арендные ставки превышают возможности покупателей. Для нас нормальная ставка - не больше $2 тыс. Иначе возможны потери". "Мы решаем вопрос стоимости аренды по-другому, - говорит Леонид Пирогов. - Дело в том, что "Спортмастер" - магазин большого формата, который занимает 1,5-2 тыс. кв.м. И если их брать в аренду по стандартным ставкам, то эти метры будут просто золотыми. Поэтому мы приходим в торговый центр на этапе строительства, с последующими особыми условиями аренды".